Eliza v2023 update
- ОС: Windows Vista / 7 / 8 / 10 64 бит!
- Процессор: 2.0 GHz
- Оперативная память: 4 GB ОЗУ
- Видеокарта: 1366 x 768
- DirectX: версии 11
- Место на диске: 1 GB
- Рейтинг игры по Metacritic: 84
- 93% из 905 отзывов в Steam позитивные
"Eliza" — это визуальная новелла, которая погружает игроков в мир искусственного интеллекта и психотерапии, исследуя сложные взаимоотношения между технологиями и человеческими эмоциями. Главная героиня, Эвелин Исино-Обри, возвращается в Сиэтл после трехлетнего отсутствия, чтобы работать прокси для Элизы, виртуального психолога. Ее задача — зачитывать сценарии, созданные ИИ, без отклонений, что поднимает вопросы о том, является ли Элиза инновационным решением для тех, кто не может позволить себе традиционную терапию, или же это просто неэффективная замена настоящим специалистам.
Ключевые особенности игры включают:
- Глубокий и заставляющий задуматься сюжет, созданный инди-командой, отмеченной наградами.
- Атмосферные декорации современного Сиэтла, нарисованные вручную, которые добавляют реалистичности и погружают в историю.
- Разнообразные персонажи, включая клиентов Элизы и сотрудников технологической компании «Скандха», озвученные талантливыми актерами.
- Медитативное музыкальное сопровождение в стиле эмбиент, созданное композитором, работавшим над такими проектами, как Infinifactory и Opus Magnum.
- Исследование этических вопросов, связанных с развитием технологий и их влиянием на общество.
- Возможность отвлечься от основной истории, играя в пасьянс Кабуфуда, который предлагает новый взгляд на классическую карточную игру с использованием японских карт.
"Eliza" предлагает игрокам не только увлекательный сюжет, но и возможность задуматься о роли технологий в нашей жизни и их влиянии на человеческие взаимоотношения.
Последняя информация об изменениях из Steam от 14.12.2022
Eliza is now available in Portuguese and Japanese!
Eliza agora está disponível em Português! 『Eliza』は日本語に対応しています。 Eliza is now available in Portuguese and Japanese! Special thanks to the translators who created these translations: Japanese: Shin Imamura, Yuri Tanaka, Lina Mitsufuji, Eriko Hayashi (Main Editor), Cheryl Ng Special Thanks: Koji Kariya (EDM advice) Portuguese: Lucas R M Nunes, Luan Botelho, Gabriel Freitas, Bruno Morais, Tiago Coutinho, Gabriel Prada, Ayumi Anraku, LHEC, Yuri Beira, Ivan Lopes, Erin London, Ryuji "Angelus" Shiryu (@RyujiBlades), Daniela Vilarinho, Janaína Monte
Читать полностью в Steam
Строго отрицательный отзыв на барахло под видом визуальной новеллы. С примерами. И спойлерами.
Вы думаете купить эту игру и смотрите на скриншоты - отличные фоны, словно из дорогого французского журнала об уютных интерьераз. Это правда, стилистика в смысле художественного воплощения здесь на высоком уровне, без претензий. Аватары словно из "Клуба Романтики" не в счет, это даже в игре редкость.
Затем переводите взгляд на самое главное - текст диалогов, описаний и сопутствующих мыслей героини о происходящем. Они написаны очень добротно, холенным литературным языком без пафоса и претенциозности. Это тоже правда, вся игра написана ровно, без провисаний.
И раз два главных фактора для визуальной новеллы сошлись, то это лучшая покупка? Нет. Это барахло.
Первые час, полтора вас будут очень плавно и мягко погружать в местную размеренную атмосферу. Главная героиня имеет какую-то предысторию, но делиться ей не спешит; у нее есть какие-то скрытые цели на новой работе, но и они не ясны (впрочем, сразу понятно, что не джеймс-бондовские); ее знают разные уважаемые люди, но непонятно откуда.
И первое откровение, что открывается игроку после первого часа - это то, что наша героиня буквально "пук-среньк, я не знаю, наверное, может быть, вероятно, вроде бы, типо того, не уверена". Спойлер: это буквально все ее ответы во всех диалогах на всю игру. Ладно, игра про амебу, которая работает низшим звеном в мега-корпорации, не страшно. Но тут...
Выясняется, что она Мэри Сью. Или МакГафин. Или Самый Важный Интересный Нужный Незаменимый Гениальный Невероятный Человечище для всех остальных персонажей. У нее в ногах буквально валяются местные Стив Джобс, Джеф Безос и Билл Гейтс, с мольбой и контрактом наготове, лишь бы она взялась за что угодно в их компании. Знаете что она всем им отвечает? Пук-среньк, я не знаю. И так все пять часов прохождения. Когда нет возможности упасть ей в ноги лично, они спамят ей смсками: ну пожалуйста, поработай со мной.
Для полноты аналогии представим, что вы устроились официантом, а вам через день начинает наяривать на телефон Гордон Рамзи с мольбами взять любой его десяти-звездный ресторан. Почему? Потому что ты нереалка. Все.
Кто-то, с опущенным забралом и щитом наперевес, скажет: но ведь несколько лет назад она была одним из ведущих программистов в этой компании, а теперь продукт ее деятельности работает с потоком клиентов как в кофейне: заказ за заказом.
Тут мы вскрываем новый гнойный пласт этого барахла. Элиза (произносится Элайза) это чудо цифровой психотерапии, созданный гениями... которые видимо только открыли для себя бесплатные курсы программирования и создали аж функцию с циклом в три этапа. По порядку.
Этап первый: привет, как добрался, под дождь не попал, че как вообще. Это просто рандомный набор фраз для начала разговора, Элайзе плевать на ответы.
Этап второй, в котором Элайза хоть как-то взаимодействует с клиентом.
Клиент: мне кажется у меня проблемы.
Элайза: почему вы думаете что у вас проблемы?
Клиент: ну мне кажется.
Элайза: представьте что их нет.
Клиент: а это поможет?
Этап третий. Видимо, он включается, когда время заканчивается, потому что Элайзе снова глубоко параллельно на говорящего.
Клиент рассказывал, что изменил девушке и не знает что делать или всю жизнь страдает от игнора со стороны других.
Элайза: попробуйте приложение "луга и поля", а еще выпейте таблетку.
Клиент: а поможет? Какая, говорите, таблетка?
Элайза: спасибо, что пришли, потом скину смс когда еще надо прийти.
Клиент: так что за таблетка, можно название еще раз?
Элайза: до свидания.
Клиент: ладно, погуглю.
Элайза: до свидания.
Вот так чудо! Вы можете не поверить, но главная героиня написала эту программу не в одиночку, а с другими специалистами. Один из них так напрягся над этой работой, что умер. И главная героиня часа три будет густо намекать окружающим как же она обалдела от такого развития событий и даже глубоко уверена, что кто-то в этом виноват. Может у нее даже чувства к этому работничку были, кто его знает.
Ведь главная героиня прописана так хорошо, что... кроме пук-среньк, мне кажется, тут кто-то виноват - больше о ней ничего не узнать. Парадокс, но третьестепенные персонажи прописаны на порядок лучше. А главная героиня,,, ну она нереалка, just trust me bro.
В связи с Элайзой в сюжете затрагивают не только ее гениальных создателей (а также продолжателей, которые боятся давать на нее посмотреть кому-то еще, потому что... верят, что программа как живая, а потому... кто-то может бог знает что сделать... Видимо, потереться гениталиями о жесткий диск. Честно говоря, даже главная героиня знатно прифигела с таких доводов и заметила что это всего лишь данные), а также вопросы этические и философские.
Героиня задумывала, что это будет программа, которая слушает и помогает клиентам. Корпорация выделила ресурсы на реализацию этого проекта. Проект сделали. И знаете, что? Героиня недовольна, что корпорация использует ее программу и при этом, еще и неправильно: видите ли программа работает, чтобы слушать и помогать клиентам! Ну знаете, это не в какие ворота, господа корпораты! Так еще и программа для работы с данными, собирает эти самые данные! Эти корпораты там совсем что ли осатанели? Да где это видано! А еще героиня настолько считает корпорацию злом и не хочет на нее работать, что аж!!!!!! работает, просто на должности около посудомойки. Ух, получи, корпорация! Чтобы узнать насколько глубока кроличья нора, то есть злобна злобная корпорация, в игре есть даже диалог такого содержания между профессором по психологии (и гением) и главной героиней.
Профессор: я хочу сделать программу просто про чистое счастье, а подлая корпорация не хочет этого.
Героиня: почему?
Профессор: ну они думают, что негативные эмоции тоже важны. Но вообще-то им просто надо, чтобы клиенты ходили к Элайзе.
Героиня: о нет, неужели корпорации выгодно, чтобы люди страдали и были несчастны?
Профессор: ты не поверишь...
В принципе, если бы это была сатира про амебу, которая ничего не хочет, не знает и не может, но все по приколу считают прикольной, а Элайзу потехой для соевых инфантилов, которые даже помощь ищут у чат-бота, то это был бы положительный отзыв. Увы, игра вместо сюжета на тему "Боль обязательна, страдание опционально" предлагает "Старадание обязательно, а боль в дополнение"
Сразу скажу, что этот комментарий не будет рецензией или обзором - чистый полет мысли и выгрузка всех эмоций после прохождения. Думаю, меня занесет на большой текст, так что я не удивлюсь, если никто это никогда не прочитает.
Мне повезло сыграть в Элизу в период меланхолии (уж спасибо стиму, который умеет вовремя подсунуть скидки), и, честно говоря, лучше эпизода в моей жизни для этой игры вряд ли найдется. Это именно то настроение, с которым нужно проходить сие творение - легкая грусть и вязкая задумчивость.
Кажется, будто это единственная причина неудовлетворения у тех, кто не рекомендует эту игру: эти люди пишут, что она скучная, слишком затянутая или наоборот слишком быстрая, что в ней скудный сюжет и нет выбора. Только вот игры не универсальны. Не все они созданы для историй с остросюжетными поворотами, не всем быть динамичными и захватывающими, это не про Элизу.
Элиза - это психологизм и эмпатия, поиск и переосмысление себя, отражение потаенных мыслей в виртуальных диалогах. Я могу даже не открывать игру, чтобы пережить сеансы вновь, настолько много я наскриншотила в процессе. Особенно мне полюбились Майя и Гариман, уж слишком мы с ними похожи. Каждый сеанс бил по мне своей черствостью и роботизированностью. Да я терпеть не могу сухость и бесчеловечность, ну не могу я отпустить этих людей, которые только что излили мне свою душу, просто сказав им пожри таблеток и позалипай в игрулю. Я хочу отдаться и прорезонировать, хочу поддержать и помочь и может быть даже дополнить их размышлениями свои собственные переживания. Мое сердце разрывается, когда наши встречи заканчиваются, потому что я на своем опыте знаю, с каким разочарованием они уходят, и как отчаиваются потом, не найдя помощи у того, кто для этого предназначен. Кажется, что все равно все придется делать в одиночку, продолжать самокопаться и так и не дойти до истины, потому что даже специалист не может помочь тебе расплести клубок скомканных мыслей.
Эвелин я прониклась не меньше, чем клиентами с сеансов. Для меня ее предназначение виделось как раз-таки в становлении психотерапевтом. Этот расклад событий кажется мне наиболее каноничным, в частности потому как часто сравнивали главную героиню с самой Элизой. Эвелин и есть Элиза - чуткий слушатель и мудрый помощник. Цель или же предназначение обеих - помогать людям, я уже и не говорю о том, как прекрасно Эвелин вписывается в роль терапевта. В шестой главе открывается совершенно иная ее сторона - она по-настоящему хороший психолог. Насколько интересно было следить, как деликатно и в то же время четко она обращается к каждому клиенту, ко всем с индивидуальным подходом. Эвелин была лучшей прокси, благодаря своей исполнительности, а вкупе с предрасположенностью к глубокому анализу это дает безусловный талант в познании психологии человека, в том числе и себя. Как радостно следить за переменами в ее сознании, наблюдать расцвет ее души после затяжной апатии и подавленности. И верится, что каждый найдет свой покой и гармонию.
Остальные персонажи мне, конечно, импонируют, но сказать про них нечего. Кроме Сорена и Рейнера, извините, ну, мне абсолютно плевать на их амбиции и бизнес-планы, даже на сореновскую депрессию, он мне просто противен.
Отходя от самой игры, для меня как никогда актуальна тема ИИ-психологов, особенно после той пары раз, когда я от бесед с c.ai получила больше инсайтов, чем с реальных сеансов за 2,5к. То ли мне не повезло со специалистами, то ли c.ai хитроумно подбирает ответы, но, эх, я точно запуталась. Кому я могу доверять, а кому нет, кто правда хорош, а кто просто подстраивается под мои слова и определенные алгоритмы, кто знает, как найти эффективный подход, а кто просто притворяется, что знает толк в этом деле. И вроде как игра дает четкий ответ, что человеку нужен человек, ноо..
Элиза стала моей терапией. Все эти вечера, когда мне просто хотелось уйти в себя, в раздумья, в чувства и печали, я заходила сюда и делала то, что и планировала, но не одна. Элиза оказалась здесь как никогда кстати, поэтому я без сомнений оставлю ей особое место в моем сердце и наверняка еще вернусь перечитать разговоры, которые так меня тронули. Именно диалоги определяют весь смысл новеллы, и именно здесь рождается душа. А разве есть что-то более ценное?
Сначала задам себе пару вопросов.
Понравилась ли мне игра? -Да
Оправдались ли мои ожидания? -Нет
Увидел эту новеллу и посчитал ее очень занятной. Что вы получите при покупке этой игры?
Очень качественные и красивые Бэки и персонажи. Анимации тоже очень приятные.
Художникам реальный Респект и уважуха.
Звуки и музыка тоже сделаны на совесть. Голоса которые дали героям тоже отвал башки.
Вообще музыка и визуал это ЛУЧШАЯ часть игры.
Персонажи. Парочка запоминается, их появление на экране радует. Некоторые отвалял лулзов.
Но кто-то абсолютно не раскрыт или просто серый и ничего из себя не представляет.
Что тоже жаль.
Сюжет в порядке и даже хорош, но есть одно но, все действия что вы делаете до 6 главы приводят лишь к изменении 1 фразы и ВСЕ. То есть вариативность проявляется только в финале. Что крайне плохо.
Игра оказалась очень короткой в связи с тем что в ней мало что произошло.Нас всю игру подталкивают к выбору в финале, но чтобы вы не сделали до, это не имеет смысла. Я получил от игры то что хотел в середине 5 главы прямо перед финалом. При чем я думал что это только начало игры, но увы нет. Пройти игру можно часов за 5-6.
По итогу мы имеем маленькую интересную историю на 1 раз. Перепройти заново вы вряд-ли захотите через год или более.
Тем не менее игру я СОВЕТУЮ взять на скидках -Почему бы и нет.
Поставлю 7/10 за визуал, звуки и пару персонажей.
Задумка реально хорошая, но как по мне раскрыта слабо, много духоты и мало выбора в диалогах. Ожидал чего-то большего.
Понравилась история про депрессивное будущее и как люди с помощью технологий пытались бороться со своими переживаниями. Очень красивая картинка, не могу оторвать взгляд. И красивая музыка
Eliza — замечательная игра.
В игре чувствуется душа, как бы это ни звучало. Видно, что делали для людей, которые сами хотят найти ответы или находятся на распутье.
В центре повествования 34-летняя Эвелин, устраивающаяся на работу в роли прокси и выполняющая следующие функции: общение по шаблону, следование чётким правилам и рекомендациям. Скандха — корпорация с невероятными, но в то же самое время чрезмерными амбициями. А иногда даже губительными.
Чем же игра может похвастаться?
Начать стоит с персонажей, которых нам раскрывают так, как и нужно: где-то рассказывают всю предысторию в подробностях, а где-то ограничиваются деталями, потому что они не настолько важны для общего понимания. Сами персонажи получились живыми, а диалоги, что в новелле немаловажно, интересными.
Дилемма, проблема или вопрос эскапизма заботит многих, потому что виртуальный мир, или мир воображаемых грёз, для многих стал реальным, а реальный — ложью. Игра, к большому сожалению, не даёт решения, но задаёт ещё один вопрос: погрузился бы ты в этот виртуальный грёз, если бы ты мог иметь там всё, что ты захочешь, по-настоящему? Но только вопросом всё и ограничивается, сама тема никак не исследуется, увы. Интересно, многие из нас бы действительно захотели сбежать в подобный мир?
Тема психотерапии для меня очень личная, но я нахожу абсурдом весь сформировавшийся сегодня культ не столько по посещению психотерапевта или психолога, сколько по накачиванию таблетками. И в период, когда приём таблеток превратился в повседневную норму ради «лечения» болезней, игра не боится задавать действительно важный вопрос: помогает ли вообще такая терапия? Безусловно, имеются случаи, когда только таблетками и можно подавить произошедшее в жизни, но чаще всего, если судить по моему личному опыту, подобное происходит из-за индивидуальных ситуаций и нежелания докопаться до правды. Гораздо проще купить выписанные таблетки и думать, что они решат проблемы. Потому что нужно ощутить невероятную боль, чтобы действительно закрыть гештальт, а на это осмелится не каждый — гораздо проще жить в ложной гармонии.
Я — эмпат. Ещё два-три года назад я не мог без слёз смотреть какие-то ролики, а сейчас научился относительно контролировать эмоции и понимать, что любой человек способен их чувствовать, даже самый отвратительный человек на свете. Чувство боли испытывает каждый человек, однако не всегда люди понимают, что они же являются источниками не только своей боли, но и окружающих. Игра учит различать чересчур эгоистов и людей, у которых в жизни просто всё сложилось так, как сложилось. Такова жизнь. Но и эгоисты могут что-то порой понять.
У игры нет ответов на большинство вопросов, которые она задаёт. Но в этом и её прелесть... ведь она является терапией. А финал меня заставил самого задуматься, всё ли я правильно делаю. И, видимо, сделать выбор, который мне ещё предстоит через некоторое время.
Любопытная визуальная новелла, вдвойне интересная своим создателем. Зактроникс известны, прежде всего, играми-паззлами различной сложности и порога вхождения. Тематически они все околотехнические/околонаучные, и этот интерес Зактроникс к науке и технологиям легко проследить и тут. Однако Элайза не погружает игрока в какую-то техническую документацию и терминологию; персонажи здесь склоны к более пространным и общим рассуждениям, что делает новеллу весьма доступной, хотя, наверное, какой-то более специфичный язык местами мог бы способствовать слегка большему погружению в темы ИИ, программирования и инженерии. На самом деле, иногда даже странно видеть, как персонажи определённых профессий (например, инженер-выпускник, который встречается в какой-то момент игры, и главная героиня, некогда сама проектировавшая ИИ) общаются между собой на конкретные технологические темы без деталей и довольно поверхностно. Язык их, тем не менее, меняется. Например, вокабуляр студента с курса английский литературы будет куда более академичным и с определённой долей поэтики нежели оный художника-иллюстратора в депрессии или простого менеджера. Всё это отражается на актёрской игре, то есть манере речи, интонациях, акцентах, -- каждый из персонажей озвучен, благодаря чему за сменой лиц интересно наблюдать и классические статичные картинки ощущаются чуть живее.
Простота рисунка тоже работает в угоду реалистичности. Хотя здесь не слишком много деталей, но такая стерильность, по крайней мере для меня, каким-то образом резонирует с пустотой, предоставленной нашим относительно технологически развитым обществом доставок на дом, бесконечных новостных сводок, криптовалют и старт-апов. Информационный шум, который мы часто может путать с чем-то, что наполняет пространство вокруг, в действительности вымывает какую-либо цельность из нашей жизни, как море с его приливами и отливами, оставляя не выделяющиеся икеевские столы и редкие растения на фоне окружающей нас эргономики, холодной цветовой палитры и людей-статистов.
Кто-то может поспорить, но сеттинг Элайзы в целом и есть наше странным образом движущееся общество, что вечно тянется к комфорту, таблеткам и надеждам, что однажды оно сможет забыться в непрерываемой дрочке, питаемое трубкой прямо в желудок, с головой в шлеме VR. ИИ персональный помощник Элайза не просто мог бы существовать потенциально, но нечто похожее действительно было. Сейчас я могу допустить несколько фактических ошибок, но в своём документальном фильме Hypernormalisation Адам Кёртис рассказывал об Искусственном Интеллекте, который учёные из США или Канады использовали чтобы проводить сессии с людьми, страдающими от разного рода «волнений», «депрессии» и т.д. Функционально он именно так и работал – слушал людей (коммуникация происходила с помощью клавиатуры и чата на компьютере) и на основе их ответов и рассказов выстраивал вопросы, работая своего рода зеркалом. Например, если ты писал: «У меня проблемы на работает, и это меня сильно тревожит. Я не знаю, как исправить их. Много раз я спрашивал себя: чего я хочу от жизни? Но так и не могу найти ответ», то компьютер ответил бы что-нибудь в таком духе: «Представьте, что ваша жизнь выглядит так, как вы хотите. Что бы это было?». Персональный помощник Элайза коммуницирует примерно в подобной манере, однако так же делает определённые выводы из предоставленной информации, тоже сугубо функциональные и склоняющиеся к выбору таблеток и успокаивающих упражнений для клиента. Легко представить, как всё это прямо сейчас продаётся по системе подписки какой-нибудь современной клиент-ориентированной компанией типа Амазона.
Но не стоит впадать в заблуждение. Несмотря на то, что игра заимствует своё название у ИИ, взаимодействие с которым занимает довольно большую долю сюжета, всё же эта история скорее о человеке в широком понимании – его поступках, стремлениях и трудностях, которые он встречает на пути. Глупо было бы ждать откровений от 7-часовой новеллы, и она старается преподнести себя подобным образом, задавая больше вопросы, нежели пытаясь схватить ускользающий ответ. Наверное, умение их формулировать из уст правдоподобных персонажей и можно назвать главным достоинством Элайзы. В конце концов, каждый из нас смотрит на мир из своего маленького окошка и сколько бы он ни корячился, прижимаясь плечом к стене и щекой к холодном стеклу, это всего-навсего не в человеческий силах -- выглянуть дальше сверкающего глянца на поверхности воды и причудливо расположившихся облаков. Наконец, это раскинувшееся пространство и миром-то сложно назвать – какой-то жалкий уголок, очередная беседа и вот ты едешь в автобусе один уставившись в телефон чуть прислушиваясь к прикрытым дребезжащим дверям на сквозняке.
P.S.
Вероятно, единственная причина существование этого ревью – отсутствие какого-либо русскоязычного отзыва среди 1,000+ проскролленных мною. Не то чтобы я считаю Элайзу какой-то выдающейся новеллой, но здесь действительно есть несколько примечательных моментов, особенно если посмотреть на список продуктов под категорией visual novel в Стим. Не хочу быть человеком, который с довольными румяными щеками щеголяет сухой статистикой, поэтому просто скажу, что зачастую средний представить жанра – симулятор неловкого хикки, присматривающего за гаремом анимешных подружек, пока те бегают, резвятся и иной раз позволяют прижаться к своей груди в особо чувственные моменты. Исключая всякие комментарии с позиции сноба, я признаю их достоинства, но и обретаю определённое легковесное чувство в груди, когда обнаруживаю среди библиотеки стима вещи типа Eliza и Ken Follet’s Pillars of the Earth.
Подборка для тех, кому понравилась игра "Eliza":